Каждая мама и каждый папа, приводя впервые своего малыша в детский сад, ждет от педагогов чуда. Ждет и верит, что адаптация пройдет легко, что не будет слез по утрам и тревожных мокрых глаз по вечерам, что малыш быстро привыкнет и будет спешить в детский сад с улыбкой на лице.
И мы с вами, как настоящие
волшебники, совершаем чудеса каждый год, адаптируя вновь прибывших малышей к новым условиям, к незнакомым взрослым и сверстникам. Каждый год мы используем свои старые проверенные методы и приемы и ищем что-то
новое.
Разрешите и нам внести свой вклад в методическую копилку педагогов и психологов ДОУ. Надеемся, что наш опыт найдет отклик в ваших сердцах и пригодится в работе.
В течение учебного года в нашем детском саду в Группе кратковременного пребывания, а также на этапе поступления в ДОУ, с семьями воспитанников педагог-психолог Лиана Владимировна апробировала методику "Детский сад понарошку".
Основная
идея методики состоит в том, чтобы
познакомить ребенка с детским садом через игру тем способом, который наиболее
понятен ребенку. В спокойной домашней атмосфере дать ему почувствовать, понять
идею совместного пребывания с другими детьми. Этот способ – игра, которая
специально организуется мамой (или другим близким ребенку взрослым) за месяц до
поступления в детский сад.
Основная
цель игровой методики – формирование интереса у ребенка к детскому
саду заблаговременно, до реального поступления.
Задачи
игровой методики:
-
рассказать и показать в игре ребенку, что такое детский сад, создать
положительное отношение к нему, вызвать интерес;
-
развить у него навыки общения, взаимодействия и самообслуживания, развитие
которых предусмотрено задачами возраста.
В процессе подготовки ребенка к поступлению в
детский сад посредством данной методики у ребенка должно формироваться
аналогичное ощущение значимости поступления в детский сад. Такое ощущение
подкрепляется вызванным интересом к детскому саду, а следовательно, стремлением
ребенка оказаться в нем.
Строим
пространство детского сада.
Перед началом игры необходимо построить игровой
вариант детского сада с помощью
«строительного материала». Нужно отгородить небольшое пространство, которое
будет детским садом и группой (под группой имеется ввиду не только коллектив
детей, но и помещение, отведенное для него).
Основные методы построения пространства детского
сада:
-
сказкотерапия;
-
песочная терапия;
-
игротерапия;
-
конструирование.
Сказкотерапия.
Сказочный мир, с его чудесами, тайнами и волшебством всегда привлекал детей с
самого раннего возраста. Погружаясь в воображаемый нереальный мир, ребенок
активно действует в нем, изменяет его, а затем переносит свой накопленный опыт
в реальность, преобразуя ее. Принимать решения в трудных ситуациях,
самостоятельно преодолевать барьеры, верить в силу добра и любви гораздо
интереснее в роли сказочного героя.
Песочная терапия.
В песочнице поэтапно обыгрывается целый день в настоящем детском саду, с соблюдением последовательности выполнения основных режимных моментов (приход ребенка в садик, зарядка, завтрак, занятия, прогулка и т.д.), а также все доступные ребенку навыки самообслуживания. Таким образом любую ситуацию можно проиграть в песочнице. Не сразу, на постепенно (песочный опыт) проживания разных событий станет жизненным опытом самого ребенка, который он начнет активно использовать в реальной жизни.
В песочнице поэтапно обыгрывается целый день в настоящем детском саду, с соблюдением последовательности выполнения основных режимных моментов (приход ребенка в садик, зарядка, завтрак, занятия, прогулка и т.д.), а также все доступные ребенку навыки самообслуживания. Таким образом любую ситуацию можно проиграть в песочнице. Не сразу, на постепенно (песочный опыт) проживания разных событий станет жизненным опытом самого ребенка, который он начнет активно использовать в реальной жизни.
Игротерапия.
В игре дети учатся конструктивно выражать свои мысли и чувства, управлять своим поведением, принимать решения и брать на себя ответственность, при этом не осознавая, что происходит нечто очень важное. Ребенок играет свободно в особой, уникальной, необычной для себя атмосфере – атмосфере полного принятия, благожелательности и безопасности, испытывая удовольствие от процесса игры. В игре его физические, умственные, эмоциональные качества включаются в благотворный творческий процесс. В игре ребенок отражает то, что происходит с ним в реальности (конфликты, проблемы), моделирует различные жизненные ситуации, отрабатывает навыки взаимодействия с другими людьми, исследует свои чувства.
В игре дети учатся конструктивно выражать свои мысли и чувства, управлять своим поведением, принимать решения и брать на себя ответственность, при этом не осознавая, что происходит нечто очень важное. Ребенок играет свободно в особой, уникальной, необычной для себя атмосфере – атмосфере полного принятия, благожелательности и безопасности, испытывая удовольствие от процесса игры. В игре его физические, умственные, эмоциональные качества включаются в благотворный творческий процесс. В игре ребенок отражает то, что происходит с ним в реальности (конфликты, проблемы), моделирует различные жизненные ситуации, отрабатывает навыки взаимодействия с другими людьми, исследует свои чувства.
Конструирование.
При работе с конструктором дети получают разностороннее развитие. В этом случае у них активизируется все, что связано с восприятием формы, моторикой, пространственным мышлением. С конструктором можно играть бесконечно. Причем эта игра больше напоминает творческую игровую деятельность. Это стимулирует умственную деятельность детей, формирует их способность концентрироваться на конкретном деле и доводить его до логического конца.
Подробно познакомиться с методикой можно здесь и здесь.
При работе с конструктором дети получают разностороннее развитие. В этом случае у них активизируется все, что связано с восприятием формы, моторикой, пространственным мышлением. С конструктором можно играть бесконечно. Причем эта игра больше напоминает творческую игровую деятельность. Это стимулирует умственную деятельность детей, формирует их способность концентрироваться на конкретном деле и доводить его до логического конца.
Подробно познакомиться с методикой можно здесь и здесь.
3 коммент.:
Здравствуйте, Юлия Сергеевна! Особенно понравилось вот это понятие "до детского сада". Я всегда консультировать начинаю именно в период адаптации. Однако, без сомнения, пользы будет на порядок больше от профилактической работы до поступления малыша в детский сад. Пока не утвердила свой годовой план - внесу обязательную коррективу - поправку. За материал и его систематизацию отдельное спасибо! Действительно очень ценно!
Здравствуйте, Екатерина! Мы всегда особое внимание уделяем профилактике дезадаптации. Именно поэтому традиционно мой отпуск - это всегда июнь. Чтобы была возможность познакомиться с каждой семьей и поработать ДО поступления в детский сад. А с приходом "сказочницы" Лианы Владимировны наш "профилактический" багаж значительно пополнился.Удачи и Вам!
Замечательный материал! Использую в работе песочную терапию - работает! К сожалению, ДО поступления ребенка в сад работа не получается по ряду причин, не всегда зависящих от меня, но это ОЧЕНЬ важно!
Отправить комментарий