16.09.2013

Сопровождение семьи на этапе поступления в ДОУ. Игровая методика «Детский сад понарошку»

Каждая мама и каждый папа, приводя впервые своего малыша в детский сад,  ждет от педагогов чуда. Ждет и верит, что адаптация пройдет легко, что не будет слез по утрам и тревожных мокрых глаз по вечерам, что малыш быстро привыкнет и будет спешить в детский сад с улыбкой на лице.
И мы с вами, как настоящие волшебники, совершаем чудеса каждый год, адаптируя вновь прибывших малышей к новым условиям, к незнакомым взрослым и сверстникам. Каждый год мы используем свои старые проверенные методы и приемы и ищем что-то новое.
Разрешите и нам внести свой вклад в методическую копилку педагогов и психологов ДОУ. Надеемся, что наш опыт найдет отклик в ваших сердцах и пригодится в работе.
В течение учебного года в нашем детском саду в Группе кратковременного пребывания, а также на этапе поступления в ДОУ, с семьями воспитанников педагог-психолог Лиана Владимировна апробировала методику "Детский сад понарошку". 

Основная идея методики состоит в том, чтобы познакомить ребенка с детским садом через игру тем способом, который наиболее понятен ребенку. В спокойной домашней атмосфере дать ему почувствовать, понять идею совместного пребывания с другими детьми. Этот способ – игра, которая специально организуется мамой (или другим близким ребенку взрослым) за месяц до поступления в детский сад. 
Основная цель игровой методики – формирование интереса у ребенка к детскому саду заблаговременно, до реального поступления.
Задачи игровой методики:
- рассказать и показать в игре ребенку, что такое детский сад, создать положительное отношение к нему, вызвать интерес;
- развить у него навыки общения, взаимодействия и самообслуживания, развитие которых предусмотрено задачами возраста.
В процессе подготовки ребенка к поступлению в детский сад посредством данной методики у ребенка должно формироваться аналогичное ощущение значимости поступления в детский сад. Такое ощущение подкрепляется вызванным интересом к детскому саду, а следовательно, стремлением ребенка оказаться в нем.
Строим пространство детского сада.
Перед началом игры необходимо построить игровой вариант  детского сада с помощью «строительного материала». Нужно отгородить небольшое пространство, которое будет детским садом и группой (под группой имеется ввиду не только коллектив детей, но и помещение, отведенное для него).
Основные методы построения пространства детского сада:
- сказкотерапия;
- песочная терапия;
- игротерапия;
- конструирование.
Сказкотерапия. Сказочный мир, с его чудесами, тайнами и волшебством всегда привлекал детей с самого раннего возраста. Погружаясь в воображаемый нереальный мир, ребенок активно действует в нем, изменяет его, а затем переносит свой накопленный опыт в реальность, преобразуя ее. Принимать решения в трудных ситуациях, самостоятельно преодолевать барьеры, верить в силу добра и любви гораздо интереснее в роли сказочного героя.
Песочная терапия. 
В песочнице поэтапно обыгрывается целый день в настоящем детском саду, с соблюдением последовательности выполнения основных режимных моментов (приход ребенка в садик, зарядка, завтрак, занятия, прогулка и т.д.), а также все доступные ребенку навыки самообслуживания. Таким образом любую ситуацию можно проиграть в песочнице. Не сразу, на постепенно (песочный опыт) проживания разных событий станет жизненным опытом самого ребенка, который он начнет активно использовать в реальной жизни.
Игротерапия. 
В игре дети учатся конструктивно выражать свои мысли и чувства, управлять своим поведением, принимать решения и брать на себя ответственность, при этом не осознавая, что происходит нечто очень важное. Ребенок играет свободно в особой, уникальной, необычной для себя атмосфере – атмосфере полного принятия, благожелательности и безопасности, испытывая удовольствие от процесса игры. В игре его физические, умственные, эмоциональные качества включаются в благотворный творческий процесс. В игре ребенок отражает то, что происходит с ним в реальности (конфликты, проблемы), моделирует различные жизненные ситуации, отрабатывает навыки взаимодействия с другими людьми, исследует свои чувства.
Конструирование. 
При работе с конструктором дети получают разностороннее развитие. В этом случае у них активизируется все, что связано с восприятием формы, моторикой, пространственным мышлением. С конструктором можно играть бесконечно. Причем эта игра больше напоминает творческую игровую деятельность. Это стимулирует умственную деятельность детей, формирует их способность концентрироваться на конкретном деле и доводить его до логического конца. 

Подробно познакомиться с методикой можно здесь и здесь.

3 коммент.:

Екатерина Белова комментирует...

Здравствуйте, Юлия Сергеевна! Особенно понравилось вот это понятие "до детского сада". Я всегда консультировать начинаю именно в период адаптации. Однако, без сомнения, пользы будет на порядок больше от профилактической работы до поступления малыша в детский сад. Пока не утвердила свой годовой план - внесу обязательную коррективу - поправку. За материал и его систематизацию отдельное спасибо! Действительно очень ценно!

Юлия Сергеевна Армянинова комментирует...

Здравствуйте, Екатерина! Мы всегда особое внимание уделяем профилактике дезадаптации. Именно поэтому традиционно мой отпуск - это всегда июнь. Чтобы была возможность познакомиться с каждой семьей и поработать ДО поступления в детский сад. А с приходом "сказочницы" Лианы Владимировны наш "профилактический" багаж значительно пополнился.Удачи и Вам!

Решетова Алена Валерьевна комментирует...

Замечательный материал! Использую в работе песочную терапию - работает! К сожалению, ДО поступления ребенка в сад работа не получается по ряду причин, не всегда зависящих от меня, но это ОЧЕНЬ важно!

Отправить комментарий

Музыка для релаксации. Танго любви...