Развивающий курс для детей старшего дошкольного возраста
"Сказочная шкатулка" (игры с песком)
Песок – загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным. Игра в песок захватывает и взрослых, и детей - вспомните, как приятно бывает присоединиться к игре в «куличики», построить замок на морском берегу или просто смотреть, как высыпается сухой песок из вашей ладони.
Песок, игра и манипуляции с ним, являются неотъемлимой частью жизни каждого ребенка. Песок нередко действует на детей как магнит. Их руки сами, неосознанно, начинают пересыпать и просеивать песок, строить тоннели, горы, выкапывать ямки. А если к этому добавить различные игрушки, тогда у малыша появляется собственный мир, где он выдумывает и фантазирует, и, в то же время, учится работать и добиваться цели.
А нужно, в сущности, так мало:
Любовь, желанье, доброта,
Чтоб Вера в Детство не пропала.
Простейший ящик из стола –
Покрасим голубою краской,
Горсть золотистого песка
Туда вольется дивной сказкой.
Игрушек маленьких набор
Возьмем в игру...
Подобно Богу
Мы создадим свой Мир Чудес,
Пройдя Познания Дорогу.
Игра с песком как способ развития и самотерапии детей и взрослых известен с древних времен. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Человек выступает в песочнице как созидатель — один жизненный сюжет меняет другой, следуя законам бытия: все приходит и все уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, просто старое превращается в нечто иное, новое. При многократном переживании этого ощущения человек достигает состояния душевного равновесия.
Ребенок, играющий в песочнице с миниатюрными фигурками, олицетворяет Волшебника, который вступает во взаимодействие с природными и социальными силами. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность творческого изменения дискомфортной для него ситуации, или состояния. Преобразуя ситуацию в песочнице, ребенок получает опыт самостоятельного разрешения трудностей, как внутреннего, так и внешнего плана. В этом и проявляется его сила Волшебника. Накопленный опыт самостоятельных конструктивных изменений ребенок переносит в реальность.
Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!
Именно в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается «мануальный интеллект» ребенка, все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), речь и моторика.
Основной целью предлагаемого краткосрочного курса "Сазочная шкатулка" является развитие эмоционального мира и коммуникативных способностей ребенка, снятие эмоционального и телесного напряжения, а также творческое самовыражение.
Задачи:
1. Расширение репертуара форм самовыражения ребенка.
2. Развитие способности к эмоциональной саморегуляции и достижению эмоциональной устойчивости за счет осознания ребенком (с помощью взрослого) своих эмоций, чувств и переживаний.
З. Снятие эмоционального и мышечного напряжения
4. Формирование коммуникативных навыков, умения управлять собой в конкретных, наиболее волнующих ребенка ситуациях;
5. Повышение самооценки ребенка, формирование позитивного отношения к себе и к окружающему миру.
6. Гармонизация отношений ребенка в семье, в группе сверстников.
На занятиях каждого цикла психолог рассказывает сказку. При этом ребенку предлагается построить сказочный сюжет в песочнице. На занятиях первого цикла психолог самостоятельно разыгрывает сказку или вместе с ребенком. В ходе последующих циклов придумать сказку предлагается самому ребенку.
Курс рассчитан на детей старшего дошкольного возраста двух различных категорий:
- детей, имеющих затруднения в общении со взрослыми и сверстниками (тревожные, агрессивные, замкнутые), с целью коррекции имеющихся эмоционально-личностных проблем;
- общительных детей, не имеющих особых коммуникатвных проблем, с целью развития и творческого самовыражения.
Форма организации занятий – индивидуальная (или двое детей).
- детей, имеющих затруднения в общении со взрослыми и сверстниками (тревожные, агрессивные, замкнутые), с целью коррекции имеющихся эмоционально-личностных проблем;
- общительных детей, не имеющих особых коммуникатвных проблем, с целью развития и творческого самовыражения.
Форма организации занятий – индивидуальная (или двое детей).